Необходимость написания этого обзора возникла в связи с непрекращающимся потоком вопросов от наших читателей: «Где продаются билеты на поезд?», «А как вызывают такси, если нужно добраться до аэропорта?», «Сколько придется заплатить за проезд в автобусе?» и тому подобное. Давайте разберемся в этом вместе.
Китай – большая страна, есть существенная разница между мегаполисом и небольшим городом, поэтому сразу же оговорюсь, что мой опыт основывается только на жизни в Пекине и Чанчуне. Я уверена, что основные отличия касаются стоимости проезда, а не в самой организации транспортной системы.
Всё же, надеюсь, вы предоставите дополнительную информацию о транспорте в других городах Китая в комментариях под этой статьей.
Содержание статьи
Международный и междугородний транспорт
Авиаперевозки
В КНР насчитывается 130 международных линий, 24 региональных и 980 линий воздушных внутренних перевозок. Узловой пункт международных авиалиний – это столица Китая, Пекин.
Железнодорожное сообщение
Железные дороги развиты достаточно хорошо. Пассажирам доступны как поезда международных перевозок, так и поезда внутренней службы. К внутренним поездам относятся скорые, туристические, скоростные, а также экспрессы. Поезда дальнего следования оборудованы мягкими спальными вагонами купейного типа. Каждое купе рассчитано на четверых пассажиров.
Морские перевозки
Море связывает Поднебесную со многими странами. Большинство портовых городов (Тяньцзинь, Шанхай, Далянь) практически каждый день принимают туристов из близлежащих стран – России, Кореи, Японии.
Также регулярно курсируют прекрасно оборудованные теплоходы. Морские каботажные рейсы проходят через все порты Китая.
Городской транспорт
Основные средства передвижения в городской черте – такси, автобус, троллейбус, мопед, велосипед. В таких крупных городах, как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, есть метро.
Такси
- по-китайски пишется так: 出租汽车 (chūzū qìchē)
Цены на такси относительно низкие, поэтому данный вид транспорта пользуется огромной популярностью.
При выходе из аэропорта или вокзала по приезду в страну, направляйтесь в сторону стоянки такси (обычно в аэропорту не бывает огромных очередей, чего нельзя сказать о вокзалах). Китайцы, спустившись с поезда, сразу же «ускоряются» и бегут к выходу, потому что знают главное правило: в очереди на такси можно потерять полтора-два часа.
В городе китайцы обычно ловят машину прямо на улице.
Если будете в Пекине, смело звоните в службу заказа такси по этому номеру 96103 (проверенная временем компания). В маленьких городах таких служб заказа такси нет, поэтому придется ловить первую попавшуюся машину.
Садясь в салон такси, будьте морально готовы к тому, что подавляющее большинство китайских водителей знают только одно английское слово – «hello”. Даже в столице водители не могут связать двух слов на самом популярном языке мира. Поэтому подготовьтесь заранее и запишите нужный адрес на бумажке (конечно, на китайском языке). Ещё лучше – выучить его наизусть. Чем увереннее вы его назовете, тем меньше шансов того, что таксист будет возить вас кругами.
В стране большое внимание уделяется безопасности таксистов: водитель отделен от пассажиров металлическими решетками или стеной из оргстекла
Тарифы
Например:
- в Пекине за первые 3 километра придется заплатить 10 юаней;
- c третьего километра по пятнадцатый цена составляет 2 юаня за км, потом 3 юаня за км;
- в ночное время суток стоимость проезда возрастает на 20%.
Деньги начисляются и за простой в пробках, и за ожидание пассажиров. В конце поездки к показаниям счетчика прибавляются 2 юаня за бензин. В некоторых случаях надо заплатить ещё 10 юаней для проезда по платному скоростному шоссе между аэропортом и городом.
В районных центрах, где численность населения близка к 7 млн чел. (к примеру, в Циндао, Чанчуне), начальная ставка не такая высокая:
- за первые 2.5 километра придется заплатить 5 юаней;
- каждый последующий километр обойдется в 2 юаня;
- за бензин таксист возьмет всего 1 юань.
Посмотрите, как гоняют по дорогам китайские водители! Видео снималось в г. Шэньян (население – 8 млн. человек).
Почему вы должны платить за бензин
Китайские таксисты работают на себя. Водитель берет машину компании, можно сказать, в аренду, и платит ежемесячную арендную плату. Таксист сам оплачивает расходы на бензин и ремонт автомобиля, по этой причине он компенсирует свои траты, взимая дополнительную плату с пассажиров. Чтобы заработать больше за одну поездку, водитель может подбирать пассажиров, которым с вами по пути. Я не сталкивалась с «подсаживанием» в Пекине, а в Чанчуне так делают все таксисты.
Есть ещё частные извозчики, как у нас, в России. Здесь они называются 黑车 (hēichē).
Стоимость поездки у них гораздо выше, однако если вы действительно очень торопитесь, можно воспользоваться их услугами. Они работают нелегально. Если вам понравился водитель, возьмите у него номер телефона, чтобы воспользоваться его услугами в будущем.
Метро
- по-китайски пишется так: 地铁 (dìtiě)
Метро в Китае очень удобное и современное, к тому же, это самый быстрый вид транспорта (можно точно рассчитать время поездки). Единственный минус – метро всегда переполнено, особенно в час-пик.
Станции метрополитенов отлично вентилируются, хорошо освещены и, что немаловажно, отличаются чистотой. На каждой станции имеются не только эскалаторы, но и подъемники для лиц, пользующихся инвалидными колясками. Для слепых и слабовидящих есть специальные дорожки из цветных рифленых плит.
В вагонах есть телевизионные экраны, где показывают информацию о маршруте поезда, рекламу, смешное видео, музыкальные клипы. Объявления об остановках и переходах делаются как на китайском языке, так и на английском. Двери между вагонами в поездах отсутствуют, поэтому пассажиры могут перемещаться по всему составу.
Билет можно приобрести на входе в кассе, а также в автомате, примерная стоимость проезда – 7 юаней (это около 35 рублей). Билеты проверяют как на входе, так и на выходе со станции, поэтому не выкидывайте его, пока не покинете метрополитен!
Видео
Китайское метро: видео о том, как покупать одноразовые билеты в билетных автоматах, проходить через турникеты и определять, на какой станции вы сейчас находитесь. Хоть видеоролик полностью на английском, можно даже без знания языка понять, что говорит Лорен.
К тому же, я настоятельно советую учить английский перед поездкой, если вы планируете ехать самостоятельно. Чтобы отдых прошел на отлично, вам нужно знать английский примерно на уровне понимания того, что говорит Лорен.
- карту метро Гуанчжоу traveltochina.ru/guangzhou/otdyih-gzh/kak-peredvigatsya-po-gorodu.html
- описание пекинского метрополитена — ссылка
- схему метро Гонконга traveltochina.ru/gonkong/sovetyi-turistu/metro.html
Электричка, наземный поезд
- по-китайски пишется так: 轻轨 (qīngguǐ)
Данные электрички являются наземным вариантом метро. Стоимость билета равна примерно 2 юаням. Купить билет можно в кассе, расположенной у входа на станцию или на проездной. Поезда современные, новые; вагоны оборудованы экранами.
Троллейбусы, автобусы и трамваи
- по-китайски пишутся так: 无轨电车 (wúguǐ diànchē), 公共汽车 (gōnggòng qìchē), 电车 (diànchē)
После того, как немного обживетесь, можно попробовать воспользоваться китайским троллейбусом, автобусом или трамваем. У них примерно одинаковый принцип действия, поэтому я расскажу только про автобус.
При совершении поездке на городском транспорте неоценимую помощь может оказать знание китайского языка.
Есть несколько вариантов поиска автобуса нужного маршрута:
- Самый простой – воспользоваться китайской поисковой системой baidu.com. Выбираем раздел 地图 (то есть «Карты»), затем вкладку 公交 («Общественный транспорт»). На странице можно проложить маршрут из пункта А в пункт Б (как в Гугл-картах).
- Самый дорогой 🙂 – нужно купить любую печатную карту города, в котором вы находитесь. На таких картах всегда указаны автобусные маршруты.
- Самый сложный – поиск нужного маршрута на стендах возле автобусной остановки. В крайнем случае можно спросить кого-нибудь из стоящих на остановке. Помните, что названия остановок пишутся на стендах сверху вниз, в то время как маршруты автобусов пишутся слева направо.
Стоимость проезда в мегаполисах составляет около 2-3 юаней и 1 юань – в маленьких городах.
Система оплаты тоже разнится. В некоторых автобусах ходит контролет, который поинтересуется, на какой остановке вы собираетесь выходить, и попросит оплатить проезд согласно тарифу. В других нужно платить на входе –деньги нужно положить в специальный пластиковый ящичек около водителя.
Если вы приехали в Китай на месяц и больше, купите проездной – 公交卡 (gōngjiāokǎ). Он существенно помогает сэкономить деньги.
Личный транспорт
Не только русские, но даже международные права, позволяющие водить машину или мотоцикл, в Китае являются недействительными. Если вы хотите сохранить независимость, есть несколько вариантов:
- Аренда машины вместе с водителем — не каждый может позволить себе такие расходы.
- Покупка или аренда велосипеда — прекрасный вариант для поездок в учебное заведение. Один день проката обходится в 50 юаней.
- Получение китайских прав — надо пройти курс обучения в автошколе. Если китайские права уже есть, нужно сдать только теоретический экзамен.
- Если вы не хотите тратить время и деньги на автошколу, а ездить нужно на относительно близкие расстояния, могу посоветовать купить мопед на бензине или мопед на батарее. Обычно на территории университетов можно ездить лишь на электрическом мопеде.
В активный словарик:
- машина — 汽车 (qìchē)
- мотоцикл — 摩托车 (mótuōchē)
- мопед на бензине — 摩托自行车 (mótuō zìxíngchē)
- электрический мопед — 轻便摩托车 (qīngbiàn mótuōchē)
- велосипед (自行车 zìxíngchē)
Ну а для туристов, желающих осмотреть город, рекомендую воспользоваться услугами велорикши, однако это удовольствие стоит недешево. Крытые моторикши напоминают алюминиевые киоски небольшого размера с тремя колесами. Каждая такая конструкция рассчитана на пару человек. В открытых вариантах кресло для одного пассажира размещено спиной к водителю (на багажнике).
Надеюсь, этот обзор вам понравился, а информацию вы нашли полезной. Оставляйте свои отзывы в комментариях, делитесь своими историями и советами!
Автор: Лариса Копейко
Хочу рассказать о том, как в Шанхае нас таксист возил по кругу целый час. С мужем работаем в Пекине. Решили поехать в Шанхай и провести там несколько дней отпуска в отеле Ting Hotel Towers. Вечером мы приехали на ждвокзал и взяли такси. Объяснили куда ехать, сели, поехали. Только почему-то ехали мы к отелю целый час, а на счетчике по приезду значилась цифра 27 км. Муж показывает таксисту буклет отеля, где указано, что расстояние от ждвокзала до отеля 15 км. Таксист ссылается на трафик, что ехали по другой дороге, иначе стояли бы в пробках. Расплатились, а на душе кошки скребут. Подошла к администратору отеля и задала вопрос относительно дороги. Выяснилось, что дорога одна и многополосная, никуда не съедешь. Разбираться уже на стали, все-таки отдыхать приехали. Так что, будьте готовы к такому обману.
Таксисты — самые опасные люди в любой стране:) Каждый — потенциальный мошенник! Будьте аккуратнее.
Желтые машины такси сразу напоминают Францию. Единственное отличие — машину на улице поймать не просто, лучше сразу звонить и вызывать ее по телефону или искать стоянки. Мы находились на площади в Гонг Конге и пытались поимать такси, но все машины ехали с пассажирами, поэтому не останавливались. Так мы потеряли около получаса. Только потом решили звонить диспетчеру. Еще есть один нюанс — не все таксисты говорят на английском, для удобства возите с собой карту города, чтоб можно было наглядно показать куда конкретно вам нужно ехать. Брать автомобиль или мопед в аренду я бы не советовала, так как на улицах оживленное движение и можно легко попасть в ДТП. Дорожные службы практически всегда становятся на сторону местных жителей, так что доказать свою правоту невозможно! Я бы посоветовала ездить на скорых поездах, такси или брать автомобиль с водителем в аренду.